Проект «Предотвращение буллинга (детского насилия) в школьной среде»
Лидеров ученического самоуправления беспокоит проблема жестокого отношения детей друг к другу.
Городским ученическим парламентом был подготовлен и реализован ПРОЕКТ «Городская игра «Дебаты» по политическому формату на тему: «Предотвращение буллинга (детского насилия) в школьной среде».
Автор – Анастасия Бабович, выпускница детского объединения «Основы ученического самоуправления» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
Описание проблемы.
«Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и во всем мире. «Буллинг» в скандинавских и англоязычных странах определяется как — притеснение, дискриминация, травля. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (агрессоры) чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» — кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации».
Буллинг может проявляться активно или пассивно, но не менее тяжело, так как это связано с сознательной изоляцией пострадавших.
Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности: физическая агрессия, словесный буллинг, запугивание, изоляция, вымогательство, повреждение имущества.
Последствия данной проблемы:
Школьный буллинг – это серьезная социально – педагогическая проблема. Любой ребенок может подвергаться буллингу не по своей вине. Последние исследования показали, что от буллинга страдают до 20 % школьников. Речь идет не о полном преодолении буллинга – это явно невозможно, насилие и угрозы – неотъемлемая часть нашего мира, — а лишь о профилактике его наиболее опасных последствий.
Цель проекта — поиск и освоение новых путей по предотвращению буллинга в школьной среде.
Задачи проекта:
- Проведение обучающего тренинга по игре «Дебаты».
- Проведение городской игры «Дебаты» на тему «Предотвращение буллинга в школьной среде».
- Выпуск информационного бюллетеня с предложениями по предотвращению детского насилия.
Участники проекта — педагоги, учащиеся общеобразовательных учреждений города Евпатории, родители.
Организатор проекта – городской ученический парламент.
Данный проект предлагает решить проблему буллинга путем проведения игры «Дебаты».
«Дебаты (debate, debating) — это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).
Предлагаем обсудить данную проблему в формате «политические дебаты», где каждая команда обязательно должна предложить план ее решения с конкретными предложениями.
И доказать, что этот план намного эффективнее, чем у оппонентов. Например, команда «за» может предложить какую-то конкретную программу изменения определенной социальной политики.
У команды «против» есть несколько возможностей ответа:
- Они могут заявить, что изменения нежелательны, то есть, что сохранение статуса-кво вполне приемлемо в отношении данной проблемы.
- Они могут заявить, что предложенный план — плохой план и продемонстрировать, что его недостатки перевешивают достоинства.
- Команда «против» может предложить лучший план для решения проблемы.
Если доказательства в Дебатах Линкольна-Дугласа носят философский и литературный характер, в политических дебатах они основаны на практических и статистических данных.
Сроки реализации проекта — 3 месяца.
Этапы проекта :
Сроки | Мероприятие | Исполнители |
Месяц 1 | Подготовка к обучающему тренингу. | |
Неделя 1 | Сбор информации. | волонтеры |
Неделя 2 | Составление программы тренинга | специалист |
Неделя 3 | Организация участников тренинга в школах города. | Члены органов ученического самоуправления |
Неделя 4 | Проведение обучающего тренинга для участников городской игры «Дебаты» по политическому формату. | Специалистволонтеры |
Месяц 2 | Подготовка городской игры «Дебаты» на тему «Предотвращение буллинга в школьной среде». | |
Неделя 1 | Формирование команд спикеров. | Члены органов ученического самоуправления |
Неделя 2 | Подготовка раздаточного материала для игры. | волонтеры |
Неделя 3 | Проведение инструктажа спикеров команд, судей, тайм-кипперов. | специалист |
Неделя 4 | Проведение городской игры «Дебаты» на тему «Предотвращение буллинга в школьной среде». Награждение участников. | Специалистволонтеры |
Месяц 3 | 3.Выпуск информационного бюллетеня с предложениями по предотвращению детского насилия. | |
Неделя 1-2 | Обработка выступлений участников для информационного бюллетеня с предложениями по предотвращению детского насилия. | Специалистволонтеры |
Неделя 3 | Подготовка макета информационного бюллетеня. | Специалист |
Неделя 4 | Выпуск информационного бюллетеня с предложениями по предотвращению детского насилия. | Специалист |
Перспективы проекта:
В ходе игры участники – спикеры, обсуждая данную проблему, разработали множество мероприятий и привели примеры для предотвращения детского насилия в школьной среде, такие как: информирование о проблеме всеми средствами СМИ, включая школьное радио; проведение ролевых игр, анонимного тестирования на интернет-сайтах, тренингов на сплочение коллектива, ток-шоу, конкурсов юных журналистов и литераторов на тему «Предотвращение буллинга в школьной среде»; проведение конкурсов, в которых требуется командная работа (например, конкурсы стен газет или эстафет).
Акции по привлечению СМИ к проблеме буллинга в школе:
- Проведение конкурсов юных журналистов и литераторов на тему «буллинг в школьной среде»
- Призом для победителей этого конкурса будут публикации в местных газетах и выступления на радио со своей конкурсной работой.
- Таким образом, помимо того, что мы привлечем внимание общественности к этой проблеме, мы поспособствуем развитию молодых талантов и их творческим успехам.
- Для местного телевидения можно подготовить сюжет с участием пострадавших детей от буллинга, их родителей, источников агрессии в классе, классным руководителем и психологом.
- Проведение мероприятий для сплочения коллектива в непринуждённой обстановке.
- Проведение экскурсий и поездок с классным коллективом (экскурсии по различным достопримечательным местам или выезды за город на пикник)
- Организация творческих мероприятий, в которых задействовано как можно больше человек из коллектива (например, проведение концерта к ближайшему празднику или постановка школьного спектакля)
- Организация для учащихся интересных детских объединений.
- Проведение конкурсов, в которых требуется командная работа (например, конкурсы стен газет или эстафет).
- Приглашение интересных людей — например, известную личность, и провести встречу в форме непринужденной учебы беседы между учениками и приглашенными.
- Совместное посещение организаций (музеи, выставки, галереи, кинотеатр, театр).
Для психологической разгрузки интересны упражнения, предлагаемые педагогом-организатором Любовью Сергеевной Чугуновой.
«Коробочка с предложениями». Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробочку.
«Тетрадь достижений». Цель – фиксация внимания на позитивных достижениях. Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты? Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название.
«Волшебная подушка». Цель – развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники?
«Проигрывание ситуаций». Цель – развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации. Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).
«Сказка по кругу». Цель – развитие умения спокойно выслушивать собеседника. Дети выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок».
Все это несомненно снизит агрессивное напряжение в любом коллективе, в т.ч. и в школе.
Добавить комментарий