положение клуба «мудрая сова» и советы руководителям команд
В любом деле, а тем более в игре, очень важно договориться о правилах. У клуба «Мудрая сова» тоже есть правила, это положение.
Положение
о городском клубе интеллектуальных игр «Мудрая сова»
ЕЦДЮТ «Ровесник»
- Общие положения:
- Клуб интеллектуальных игр «Мудрая сова» (далее Клуб) является формой национального воспитания учащихся и развития их интеллектуальных способностей.
- Клуб основывает свою работу на традициях добровольного элитарного клуба знатоков.
- Целью деятельности клуба является отбор и развитие интеллектуальных способных, эрудированных детей, формирования у них умения отстаивать свою точку зрения через проведение городских Чемпионатов интеллектуальных игр.
- Клуб состоит из секций знатоков:
1. «Надежда клуба» (начинающие игроки: учащиеся 3-4-х классов);
2. «Знатоки клуба» (постоянный состав клуба: учащиеся 5-х классов, 6-7-х классов);
3. «Лидеры клуба» (постоянный состав клуба: учащиеся 9-11-х классов и выпускники школ).
- Основные задачи:
- Расширение кругозора учащихся, углубление их знаний в различных сферах науки и культуры, развития умения анализировать и находить логически верный ответ.
- Пропаганда среди учащихся основных норм культуры поведения и общения.
- Стимулирование творческой активности учащихся.
- Членство клуба, права и обязанности:
- Членами клуба могут быть учащиеся 9-16 лет.
- Члены клуба формируются в команды по 8 участников (2 запасных) на базе средних общеобразовательных школ. При необходимости лучшие эрудиты отбираются в сборную команду для участия в республиканских и всероссийских конкурсах знатоков.
- Члены клуба имеют право вносить предложения о деятельности клуба, совершенствовании форм и методов его работы, правил игр, предоставления своих вопросов и заданий, а также имеют право защиты своих позиций.
- Члены клуба обязаны регулярно посещать заседания, быть активными в проведении игр, быть образцом в отношении к знаниям и поведению.
- Руководство клубом:
- Руководство клубом осуществляет совет клуба. Организационную работу возглавляет координатор клуба.
- Срок полномочий клуба – 1 год.
- Совет избирается общим сбором членов клуба. Совет клуба сзывает общие сборы, готовит их, рассматривает вопросы; утверждает график проведения игр, правила, организует поощрение победителей.
- Координатор клуба осуществляет текущую организационную работу, выступает от имени клуба, формирует и координирует Совет клуба.
В свое время мне очень повезло — мне встретилась книга Бориса Левина «Что? Где? Когда? для «чайников». Для меня это была Азбука организатора клуба интеллектуальных игр. Спешу поделиться очень точными и толковыми советами.
СОВЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЯМ КОМАНД ( Б.Е.Левин)
Команда знатоков.
«Создается до начала и в процессе игры. Рекомендуется учитывать:
а. Классификация игроков:
«Идейный подход»: 3 основные роли:
— Генератор идей 2-3 человека (набрасывают версии)
— Критик идей (всё ставит под сомнение)
— Синтезатор идей (выслушать все «за» и «против», взвесить каждую версию на весах логики, подключить интуицию и принять окончательное решение. Капитан.)
«Психологический подход»:
— Капитан – следит за настроением игроков, вселяет в них уверенность, берет на себя ответственность в случае неудачи, является своеобразным командным имиджем.
— Эрудит – наличие в команде кладезя знаний прибавляет команде уверенности.
— Шутник – поддержка эмоциональной стабильности, разрядка напряжённости.
— Молчун – незаменим в ситуации, когда остальная часть команды начинает вдруг суетиться, т.е. впадает в панику.
— Прекрасная дама – красивая и, по возможности, молчаливая.
«Функциональный подход» (В. Мороховский, Одесса)
— Диспетчер (синтезатор идей, выбирает версии, руководит обсуждением).
— Тон прямого диспута (ТПД) – эрудит, активист, оптимально в команде – 2 человека.
— Логик – понять логику вопроса и вычислить ответ.
— Интуит – найти ответ в тех случаях, когда пасуют логики.
— Трезвая голова – капитан, настройка команды, психологического климата.
б. Капитан:
— Если команда проигрывает, берет вину на себя, если выигрывает – отдаёт победу другим.
— Пользуется в команде непререкаемым авторитетом.
— Создает положительный психологический фон.
— Преодолевает разрушительные тенденции в команде, как за игровым столом, так и вне его.
— Направляет обсуждение своей шестёрки в нужное для ответа русло.
— Слышит всё, что говорится за столом.
— Умеет выбрать одну правильную версию из нескольких правдоподобных.
— Отстаивает интересы команды в спорных ситуациях.
Главный залог успеха команды – полная адекватность всех её игроков.
10 ориентиров тому, кто создаёт команду знатоков:
- Изначальное определение приоритетов (что важнее – достижение результатов или приятное обращение и дружеское времяпровождение) спасёт команду от многих возможных «разборок».
- При комплектовании команды важно понимать функции каждого игрока в ней.
- Идеальный капитан – большая редкость, но к идеалу надо стремиться всегда.
- Лидер без иммунитета к «звёздной болезни» — гибель для команды, начинающей побеждать.
- Умение слышать друг друга во время обсуждения – необходимое качество для команды, желающей чего-то добиться.
Советы тренерам команд знатоков.
Командное обсуждение:
5 правил продуктивного поиска решения:
Правило № 1 Чтобы решить задачу, надо хотеть её решить.
Правило № 2 Чтобы решить задачу, надо верить, что её решение возможно.
Правило № 3 Чтобы решить задачу, надо её решать.
Правило № 4 Чтобы решить задачу, надо понять, что мешает её решению.
Правило № 5 Чтобы решить задачу, надо увидеть в помехах путь к её решению.
Профессиональные навыки игроков:
- Вопрос выслушать внимательно, от начала до конца.
- «Держать форму вопроса» — т.е. помнить, в какой именно формулировке он был задан. В команде назначается конкретный человек, который при любых условиях должен записать сам вопрос и напомнить его при необходимости всем.
- Записать вопрос (1-2 человека).
- Включение по очереди – если массив данных обширен, то он записывается по очереди по часовой стрелке (удобно при записи стихотворений).
- Определить время и место действия в вопросе.
- Быстро и чётко изложить всё, что известно.
- Понять какие ассоциации вызывает вопрос.
- Проанализировать текст вопроса – на предмет ключевых слов и особенностей подачи информации, — если какое-то слово (или оборот) явно задевает вас (излишне акцентировано, выбивается из общего ряда, кажется неуместным), то там и ищите ключ к ответу.
- Чем больше версий вы выдвинете (и проанализируете!), тем больше дать правильный ответ.
Очень важно, чтобы каждый слышал каждого.
«Школа вопросников» (понимание сути игры на уровне рефлексов).
- Конкретная дата в ответе может быть лишь в том случае, если она известна каждому школьнику (то же и о конкретных знаниях).
- Играть как можно больше и анализировать свои ошибки, но только после окончания игры».
Удачи вам в новом сезоне игр!
Добавить комментарий